top of page
Ранее в блоге

Как отдыхали за границей в СССР? Часть 1

  • Сергей Колесов
  • 2 дек. 2016 г.
  • 2 мин. чтения

советский туризм

Советского человека, несмотря на всю его любовь к Родине, всегда тянуло за границу. Ему хотелось хотя бы краем глаза заглянуть за неприступный «железный занавес». У себя, конечно, хорошо, развитый социализм, а уже в недалёком будущем коммунизм. Но все же как там, у них?


Еще в двадцатых годах прошлого века выезд за границу был полностью свободный. Можно было ехать одному или с семьёй, по работе или в качестве туриста, на неделю или на несколько месяцев. Но уже к середине тридцатых советские люди затянули пояса и отложили чемоданы, потому что путешествия стали проблематичным делом. Теоретически выезд не запрещался, но на практике предстояло пройти все круги бюрократического ада, чтобы получить необходимое разрешение. Пересечь границу можно было только в исключительных случаях, пройдя отбор и предварительно получив высочайшее партийное разрешение. Послабления в этой жесткой системе давались только представителям советской элиты: деятелям культуры и науки, передовикам производства, которые были удостоены государственных наград, представителям высшего партийного и профсоюзного эшелонов. За каждым выездником велась слежка на предмет того, как ведет себя человек за границей, имеет ли неосторожность критиковать советский строй. Если такого туриста замечали в подозрительных контактах с иностранцами, его могли сделать «невыездным». Срок «невыезда» варьировался от 10 лет до пожизненного.


кадр из фильма "Бриллиантовая рука"

Зарубежного туризма как отрасли в СССР не существовало. Рабочие и туристические выезды были строго организованы. Когда у проверяющей комиссии не оставалось подозрений в благонадежности кандидатур, формировалась группа, назначались старосты и руководители, которые были обязаны следить за туристами во время путешествия. Получить турпутевку можно было двумя способами: либо отличившись в трудовой деятельности, либо через знакомых. Ездили отдыхать в основном в страны соцлагеря. К ним относились Чехословакия, Польша, Болгария, Румыния. Простые смертные в то время не могли мечтать побывать в капиталистических странах. Очень показательна поговорка времен развитого социализма: «Курица - не птица, Польша – не заграница».

Для людей, одержимых желанием побывать в капиталистической Европе, существовала своя победная комбинация. Не считая безупречной биографии, множества заслуг перед Отечеством, кипы официальных бумаг, нужно было хотя бы раз побывать в любой стране соцлагеря, при том не скомпрометировав себя связями с иностранцами. В общем, соблюсти известную формулу «руссо туристо, облико морале».


Счастливый обладатель путевки должен был написать подробную автобиографию, среди обязательных пунктов которой числились такие, как образование, стаж работы, знаки отличия на производстве и семейное положение. Семейные люди всегда вызывали доверие у партийных органов, дававших добро на выезд: такой образец точно не сбежит. Не лишним было упомянуть о своей высоконравственности и особой любви к Родине.

Советский поэт Евгений Евтушенко в Индии

Вместе с автобиографией прикладывалась характеристика с работы, которую подписывали директор предприятия, секретарь парткома, председатель парткома. Чтобы получить все подписи, потенциальному туристу предстояло заглянуть во многие кабинеты. Устраивались специальные заседания политбюро, где кандидату задавалось множество вопросов, напрямую не относящихся к предстоящему выезду. Например, есть ли у него любовница и помогает ли он старушкам. Ответы должны были быть обстоятельными и полными.

Наконец, позади оставались кабинеты руководителей, часы, потраченные на написание биографии. Можно паковать вещи? К сожалению, нет. Теперь надо пройти такую инстанцию, как райком КПСС, который выносил финальное решение. Это был своеобразный экзамен, где будущий турист называл наизусть имена и фамилии лидеров всех стран соцлагеря, названия руководящих партий каждой страны, а также даты проведения партийных съездов.

Отдельную проверку проводили органы госбезопасности. Дотошный кэгэбэшник мог свести на нет все прошлые усилия, если во время опроса у него возникали малейшие подозрения во «вшивости» кандидата. Только после вердикта сотрудника КГБ «благонадежен» советскому человеку предлагали выкупить путевку.

Комментарии


Мы в соцсетях
Поиск по тегам
Архив
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
© 2016 Russian Traveller
bottom of page