Как отдыхали за границей в СССР? Часть 2
- Сергей Колесов
- 2 дек. 2016 г.
- 2 мин. чтения
Нужные бумаги собраны, разрешение получено, путевка куплена. Обязательная часть оформления выездных документов - обмен советского паспорта на заграничный. Только по возвращении турист получал обратно свой собственный паспорт.

К загранпаспорту прикладывалась специальная памятка. В ней описывались возможные провокации со стороны империалистов и то, как противостоять проискам западной разведки. Один из пунктов: «Постоянно проявлять политическую бдительность, помнить о том, что разведывательные органы капиталистических стран и их агентура стремятся получить от советских граждан интересующие их сведения, скомпрометировать советского человека, когда это им выгодно, вплоть до склонения к измене Родине». Чтобы забывчивый и рассеянный турист не потерял шпаргалку, ее печатали на внутренней стороне обложки загранпаспорта.
Стоимость поездки зависела от страны, которую хотелось посетить. Наиболее доступными были страны соцлагеря – около двухсот рублей. Советскому туристу пришлось бы выложить 170 рублей за двухнедельный тур по Чехословакии. Чуть дешевле обходились двухнедельные туры по Польше, Болгарии, Румынии. Естественно, менее приветливые цены были для туристов, собирающихся в капстраны. Двухнедельное путешествие по Индии стоило в три раза дороже, чем тур по Чехословакии. Астрономическую сумму в 500-800 рублей выкладывали те, кто решился отправиться в круиз по Европе на лайнере со всеми удобствами.

Ко всем прочим расходам добавлялись траты на обмен валюты. Разрешалось обменивать незначительные суммы в 12-30 рублей. На такие деньги нельзя было отдохнуть с размахом, поэтому советские туристы шли на ухищрения. В дорогу они брали все, что пользовалось спросом за границей, на что готовы были потратиться иностранцы, тем самым приумножая карманные деньги советского гражданина. К таким вещам относились чемоданы, водка, часы, электрические утюги, бинокли. Реализовывали экспорт везде, начиная с базаров и заканчивая отелями.
Заработав местной валюты, туристы скупали дефицитные товары. На родину везли сапоги, ковры, шубы, магнитофоны, люстры, а чуть позднее – джинсы. Однако так поступали не все. Туристы с чуть более тонкой душевной организацией брали с собой записи популярных западных исполнителей или даже книги запрещенных в СССР писателей: Цветаевой, Гумилева, Пастернака, Булгакова.

Иностранцев объединяло общее чувство любопытства по отношению к гражданам СССР. Наши соотечественники и одевались, и вели себя по-иному. Сказывалось недоверчиво-настороженное отношение к местным жителям. Советский турист строго придерживался правил, изложенных на внутренней стороне загранпаспорта, за что и прослыл недоверчивым и нелюдимым. Из-за педантичной работы пропагандистов, создававших вышеупомянутые шпаргалки, наши соотечественники выглядели как затворники, замученные античеловеческой системой.
Чтобы не показаться «наблюдателям» неблагонадёжными, советские граждане всячески старались сдерживать изумление, вызванное изобилием товаров и сервисом в отелях. Но даже заметно более высокий уровень жизни не мог убедить наших соотечественников, что может быть где-нибудь лучше, чем в СССР. Сорта колбасы, исчисляемые десятками – разве это показатель? И разве в ней, в колбасе, счастье?..






































Комментарии